Поиск   Случайная задача
Подборки   Языки   Авторы   Явления
Логин:
Пароль:
    Регистрация     Восстановить пароль

Задача №1851

Автор: В. С. Костырко

Язык: якутский / yaku1245 / Turkic; Common Turkic; North Siberian Turkic; Sakha

Условие

На празднике летнего солнцестояния (он же кумысный праздник Ысыах) якуты приносили жертвы сверхъестественным существам, разбрызгивая кумыс. Держа над головою кубок кумыса, вилюйский шаман обращался лицом в сторону полуденного летнего солнца и начинал восхвалять Айыы Тойона (бог-творец, часто отождествляемый с солнцем), затем, постепенно поворачиваясь налево, славил других божеств. Порядок их перечисления мог быть таким: сначала Уордаах Джёсёгёй, далее Аыысыт (букв. пер. с якутского “создатель”, богиня, способствующая деторождению) и Иэйэхсит (буквально “покровитель”, богиня, по функции близкая к ангелухранителю) и в конце, повернувшись в сторону летнего восхода солнца, Ынахсыт (покровительница рогатого скота). В этом случае полный оборот шамана составлял 135 градусов. В других местностях шаман мог начинать свое движение с востока, поворачиваясь направо, т.е. в противоположном направлении. При этом он заклинал в том числе и различные племена злых духов, начиная с более могущественных и кончая менее могущественными, а в самом конце обращался к Ынахсыт. Полный оборот шамана составлял в этом случае 315 градусов.

По якутскому мифу, бог сначала сотворил лошадь, а лишь затем человека. Последней на земле появилась корова, которую человек заставил переселиться на землю из воды. Самым большим богатством у якутов считались лошади, обладание только рогатым скотом, напротив, считалось признаком бедности.

У якутов существовало гадание при помощи подвешенного на верёвочке шила. Судьба человека предсказывалась в зависимости от того, в каком направлении отклонялось шило от первоначальной точки: на север, на восток, на запад, на юго-восток, на северовосток, на северо-запад. Эти направления назывались «дорогами» (названия дорог даны в измененном порядке): чертова дорога (предвещает смерть), дорога бедности, дорога бога конного скота, дорога болезней, дорога божества рогатогоскота, дорога к богиням (предвещает обильное потомство).

Задание 1. В чем заключаются функции божества Уордаах Джёсёгёй?

Задание 2. Какой принцип, по вашему мнению, лежит в основе последовательности перечисления божеств на вилюйском Ысыахе?

Задание 3. Какие стороны света якуты считали благоприятными, а какие нет?

Задание 4. Для каждой из «дорог» якутского гадания определите соответствующее ей направление.



Комментарии