Задача №239
Автор: С. И. Переверзева
Явления: орфография, письменный памятник; гармония гласных, ряд гласных
Язык: чувашский / chuv1255 / Turkic; Bolgar; Chuvash
XLVIII Московская традиционная олимпиада по лингвистике, II тур (№9; для 10-х и 11-х классов)
Условие
Один лингвист изучал слитное и раздельное написание показателя местного падежа ра в переводе на чувашский язык проповеди митрополита Григория (Постникова) «День святой жизни, или ответ на вопрос: как мне жить свято?» (1857 г.). Он выписал из текста следующие формы:
аикъ ра ‘в боку’, азымра, азымъ ра ‘в моей памяти’, борнызьра, борнызь ра ‘в жизни’, выйлыхра ‘в силе’, излени ра ‘в работе’, изь ра ‘в деле’, обедни ра ‘на обедне’, парггара ‘в крепости’, полжра ‘в помощи’, рура ‘в наставлении’, силыгъ ра ‘в грехе’, сирибъ ра ‘в крепком’, сяндалыкра ‘в свете’, тютюмъ ра ‘во тьме’, позсябны ра ‘в молении’, хожа ра, хожара ‘в промежутке’, хола ра ‘в городе’, шушмень ра ‘в мгновении’.
Посмотрев на этот список, лингвист подумал: «Кажется, раздельное написание показателя ра в этой рукописи возможно с любыми словами, а слитное — не с любыми. Если моё предположение верно, из тех 10 слов в моём списке, с которыми ра встретилось только в раздельном написании, с тремя оно в принципе могло бы писаться и слитно, а с семью — нет». Продолжая работу над рукописью, лингвист убедился, что его предположение оказалось правильным.
Задание 1. Даны ещё шесть форм, встретившихся в проповеди: сине ра ‘в новом’, тюлюгъ ра ‘во сне’, ала ра ‘в руке’, сюдты ра ‘в свете’, юмагъ ра ‘в предании’, узъ ра ‘в уме’. Какие из них могли бы встретиться в тексте проповеди в слитном написании с ра, а какие — нет? Поясните Ваше решение.
Задание 2. В тексте проповеди встречается форма ижимра ‘у меня внутри’. Попробуйте объяснить, почему в данном случае слитное написание с ра возможно.
Примечание. Чувашские слова приведены в несколько упрощённом написании. Буква ъ пишется на конце слова после твёрдых согласных и не читается.
Комментарии
NA NA, 2024-04-18 15:25:04 (на модерации)
123