Задача №1604
Автор: А. Ч. Пиперски
Явления: фонетика; ассимиляция согласных, глухие/звонкие согласные
Язык: русский / russ1263 / Indo-European; Balto-Slavic; Slavic; East Slavic; Russian
Условие
В фильме «Зеркало», снятом режиссёром Андреем Тарковским, звучит стихотворение его отца Арсения Тарковского «Жизнь, жизнь» в авторском исполнении. Даны два четверостишия из этого стихотворения:
Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас, в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.
Ниже дано количество звонких парных по глухости/звонкости согласных, которые произносит автор в каждой из этих строк, в изменённом порядке: 0, 2, 2, 4, 4, 4, 5, 6.
2.1. Припишите к каждой строке, сколько звонких парных согласных в ней звучит в авторском чтении.
2.2. В чём состоит существенное отличие с точки зрения произношения строки, содержащей пять звонких парных согласных, от одной из строк, содержащих два звонких парных согласных?
2.3. В строке с пятью звонкими парными согласными происходит редкое фонетическое явление, которого нет в похожем сочетании звуков чуть дальше в той же строке, а также в предшествующей строке. Точно опишите условия, при которых происходит это фонетическое явление, чтобы стало ясно, почему оно имеет место только в одном случае из трёх перечисленных.
Решение
2.1. 4, 2, 6, 2, 4, 4, 5, 0 (10 баллов за точный ответ; 5 баллов, если допущена ошибка, не затрагивающая строки с самыми большими числами — 6 и 5).
2.2. Существенное различие с точки зрения произношения — наличие / отсутствие паузы на месте запятой (5 баллов),от которого зависит отсутствие / наличие ассимиляции по звонкости (5 баллов):
Мы шли на ю[к], держали пыль над степью
Я и сейча[з], в грядущих временах
За неточное объяснение ставились неполные баллы.
2.3. Перед согласным в, в отличие от всех других парных звонких, согласные, вообще говоря, не озвончаются (3 балла): мы говорим [сво́й], а не [зво́й]; [ат в’е́тра], а не [ад в’е́тра] и т. п. Однако озвончение возможно, если после согласного в стоит другой звонкий (3 балла) парный (4 балла) согласный: ср. [ад вдавы́]. Соответственно, Тарковский произносит сейча[звг]рядущих (с озвончается перед в, потому что после в стоит звонкий парный г), нов грядущи[хвр]еменах(х не озвончается перед в, потому что после в стоит непарный по звонкости, сонорный р).Засчитывались только абсолютно точные ответы, в которых говорилось, что перед в согласные обычно не озвончаются.
В ответах участников часто утверждалось, что озвончение перед в происходит только на стыках слов, но не внутри одного слова, и поэтому в слове свою озвончения нет, в отличие от сочетания сейчас, в грядущих. Однако это не так: ср. [ат в’е́тра], [то́т в’е́ктар] = [тв’е́р’]. Ещё одна распространённая ошибка — утверждение, что [х] в сочетании в грядущих временах не озвончается, поскольку не имеет пары по глухости / звонкости. Однако это не так, поскольку глухие непарные согласные в контексте, требующем озвончения, всё же озвончаются и превращаются в звонкие звуки, которые не встречаются самостоятельно: [ц] превращается в [дз], [ч’] — в [д’ж’], а [х] — в [ɣ] (звук, который мы произносим в междометии ага). Это можно услышать, подставив после слов, оканчивающихся на ц, ч и х, частицу бы: отец бы [ат’е́дзбы], врач бы [вра́д’ж’бы], слух бы [слу́ɣбы].
Комментарии