Задача №6 (командный тур)
Шестая Международная олимпиада по теоретической,
математической и прикладной лингвистике
Болгария, Солнечный берег, 4–9 августа 2008 г.
Решение задачи командного соревнования
Китайские слоги состоят из трех частей: приступа (начального согласного, которого мо-
жетинебыть,какв3B),рифмы(всехпоследующихзвуков)итона.Кантонскиетоныможно
представитькаксочетаниедвухотдельныхкачеств:высоты(высокийилинизкий)иконтура
(восходящий, ровный или нисходящий).
восходящий ровный нисходящий
!" $
! # $%
высокий 35 3 53
низкий 13 !!" 2 # 21 &&’
(a) Чтобыиспользоватьтранскрипциюфаньцевкантонском,надовзятьприступивысоту
тона A и рифму и контур тона B. Однако если тон A (и X) низкий, приступ X, если
он является смычным согласным, должен быть придыхательным, если тон B (и X)
восходящий (13) или нисходящий (21), и непридыхательным — если тон ровный (2).
(b) Несомненно, приступ брался из A, а рифма — из B. Но правило о придыхательных и
непридыхательныхсогласныхсмотритсястранно.Скореевсеговпервоначальнойсисте-
ме фаньце его не было. Может быть, тон брался только из одного из двух иероглифов?
ИммогбытьтолькоB,потомучтопостаромуправилучитаетсяправильнотолькоодна
транскрипция.
Итак, пeрвоначальное простое правило выглядело так: взять приступ A и рифму и
тон B. Теперь по этому правилу можно прочесть только транскрипцию 11.
(c) Рассматриваяслогиссонорнымприступом,можнозаметить,чтоувсехнизкийтон(13,
2 или 21). Полагая, что все звонкие согласные развивались одинаково в кантонском,
можно заключить, что где теперь низкий тон, там раньше был звонкий приступ. В
примере из диалекта у тоже так. Сказанное в (d) подтверждает эту идею.
Следовательно, звонкими были приступы следующих иероглифов: 1X и 1A, 2X (=6B)
и 2A, 3X и 3A, 3B (если у него вообще был приступ), 4X и 4A, 5X и 5A, 7B (=14A), 9X
и 9A, 14X, 15X и 15A, 16B.
Звонкиесмычныесталипридыхательными,еслитонбылвосходящийилинисходящий,
и непридыхательными, если он был ровный.
(d) Контурыкантонскихтоновсоответствуюттремтонамклассическогокитайскогоязыка;
высота тона — инновация, появившаяся вследствие развития звонких согласных.
Теперьмыможемобъяснить,почемутранскрипциифаньцечитаютсяименнотакпо-кантонски.
Высота тона иероглифа X такая же, как у A, потому что от A он получил приступ, а высота
тона в кантонском определяется звонкостью приступа в классическом китайском языке. Но
если приступ был звонким смычным согласным, он мог развиться по-разному в X и в A, так
какегопридыхательностьзависела отконтуратона,которыйуXиB один,ноуA могбыть
другим.
(e) В путунхуа приступы и рифмы не сочетаются так просто, как в кантонском. Можно
заметить, что за x´ (k´, k´h) всегда следует i или y, а за x (k, kh), s (c, ch)и s (c, ch) эти
‘ ‘ ‘
гласные никогда не следуют.Шестая Международная олимпиада по лингвистике (2008). 2
Решение задачи командного соревнования
Мыужезнаем,чтоприступбралсяизA,арифма—изB.Когдавозниклиупомянутые
ограничения,
i выпало, а y перешло в u после s (c, ch);
• ‘ ‘ ‘
x (k, kh)и s (c, ch) перешли в x´ (k´, k´h) перед i или y.
•
Этиправилаинадлежитприменять,читаятранскрипциюфаньценапутунхуа.Однако
если приступ A — x´ (k´, k´h), а рифма B не начинается ни с i, ни с y, определить
•
приступ X невозможно;
если приступ B — s (c, ch), а приступ A — не какой-нибудь из этих звуков, опре-
• ‘ ‘ ‘
делить рифму X невозможно.
(f) На основании тона кантонского слога можно определить, был ли приступ звонким или
глухим в классическом китайском. Вот как развились тоны в путунхуа:
восходящий: 51, если приступом был звонкий, но не сонорный согласный, иначе
•
214;
ровный: 51 (всегда);
•
нисходящий: 5, если приступом был глухой согласный, иначе 35.
•
Здесь, как видно, контур не сохраняется. Звонкие смычные стали придыхательными,
еслитонбылнисходящий,инепридыхательными,еслионбылровныйиливосходящий.
При прочтении транскрипций фаньце на путунхуа ситуация с тонами такова:
5, 35 214 (F, H )51 (H+, L)51
−
5 5 214 214, 51 51
L35 35 214 214, 51 51
(F, H+)35 35 51 51 51
L214 35 214 214, 51 51
(F, H )214 5 214 214, 51 51
±
L51 35 214 214, 51 51
H+51 5 214 214, 51 51
(F, H )51 5, 35 214, 51 214, 51 51
−
Здесь L означает сонорный согласный, F — щелевой, H — непридыхательный смыч-
−
ный, а H+ — придыхательный. Следовательно, в большинстве случаев нельзя опреде-
литьоднозначнотонXвпутунхуанаоснованиитоновAиB,хотявнекоторыхслучаях
это возможно.
(g) Слоговссонорнымприступомитоном5,какиснепридыхательнымприступомитоном
35, в путунхуа не должно быть (если они есть, значит, из правил были исключения).
(h) 46: 21, 47: 51, 48: 13, 49: 35, 50: 53, 51: 2.
(i) 52 thai53, 53 siu3, 54 loN2, 55 paai2.
(j) 56 sai51, 57 k´ian214, 58 saN214, 59 phai214, 60 x´yan51, 61 k´hyan214, 62 x´ia51, 63 xan51,
‘
64 cou51, 65 naN35, 66 sai5.
‘